Регламент для персонала на основании описанных бизнес-процессов

Для чего предприятия описывают, а затем регламентируют свои бизнес-процессы? Приводит ли это к заметному росту эффективности? Опыт показывает, что нет.

Важно четко уяснить следующее

Если бизнес-процессы предприятия не описаны (и, соответственно, не регламентированы), это означает, что работа ведется на основе устоявшихся норм и правил. Эти нормы и правила держатся в умах сотрудников, требуемый результат достигается. Однако, при такой организации работы неизбежны потери различных видов ресурсов (финансовых, материальных, человеческих и временных).
Регламентация, не сопровождаемая анализом и изменениями существующих процессов, эффекта почти не дает.

Процессы нужно описывать и регламентировать для:
анализа проблем, узких мест, потерь при выполнении процессов с последующей разработкой и реализацией мероприятий по улучшению;
стандартизации деятельности, обеспечения четкой повторяемости процессов и возможности управления ими;
распространения опыта в другие организации (филиалы, новые предприятия);
сравнения себя с конкурентами и улучшения процессов (бенчмаркинг);
определения того, как должна выполняться работа (для новых организаций, в случае создания новых направлений бизнеса);
накопления знаний и передачи их новым сотрудникам (при обучении, приеме на работу);
Для проведения внутренних аудитов;

В российских компаниях вопрос регламентации решается часто формально. Сказывается отсутствие понимания целей и задач регламентации, а также навыков, адекватных методик и опыта. Часто ошибочно применяется ландшафтная карта процессов, в которой просто отображаются такие процессы, как сбыт, закупка, производство и т.д. (изначально не выстраиваются реальные ЦСЦ, а значит, и реальное взаимодействие и взаимозависимость). Без предварительно построенной ЦСЦ традиционны ошибки в уровнях рассмотрения (смешение процессов разных масштабов), в неправильном определение границ процессов и т.д. С такими регламентами бизнес-процессов невозможно работать ни с точки зрения улучшения, ни с точки зрения организации управления.

Формальный подход к выделению и регламентации процессов приводит к созданию массы не работающих на практике, не нужных работникам документов.

Для успешного выполнения проектов описания и регламентации процессов необходимо выбрать (разработать) методику и подобрать программный инструмент для описания и последующего документирования процессов.

Наличие в компании эффективной методики регламентации и квалифицированных сотрудников, применяющих ее на практике, является важнейшим фактором успеха проекта.